Движение-жизнь. Передвижение на автомобиле-комфортная жизнь.Чтобы каждый житель Советского Союза мог жить с большим комфортом, возникла нужда в увеличении производства легковых автомобилей. Руководствуясь этим в середине 70-годов XX века, в Ижевске началось строительство автомобильного завода
История
История Ижевского автозавода тесно связана с судьбой Ижевского Машиностроительного Завода. Именно здесь 21 октября 1965 года, по указу Министерства Обороны СССР, директором завода был подписан приказ о создании цеха по производству автомобилей.
Как и при строительстве других важных объектов в СССР, завод возводили, что называется «всем миром» на помощь ижевчанам, прибыли рабочие из 22 городов Союза. Результатом общих усилий на площади 650 гектаров был построен автомобильный завод полной сборки.
Пока велось строительство завода, для производства автомобилей использовались площадки НИИ «Прогресс», принадлежащему в то время заводу «Ижмаш». Полностью автозавод был построен в 1971 году.
Производство в Ижевске было бы невозможно без французской компании «Рено». Именно этот автогигант стал генеральным подрядчиком автозавода, через него была закуплена большая часть оборудования. Французам заказали штамповочные прессы, для производства кузовов автомобилей. К слову самый крупный был весом 120 тонн.
Прессы доставляли по воде, из французского Гавра, сначала в Ленинград, потом в Чайковский(Пермский край). Из Чайковского в Ижевск их доставляли на тралах(специальные платформы на колесах). Трал занимал всю ширину дороги, поэтому работникам ГАИ приходилась перекрывать трассы.
Модельный ряд
Детали для первых автомобилей в Ижевск поставлял АЗЛК(Автомобильный Завод им. Ленинского Комсомола). А первый автомобиль был собран в ночь на 12 декабря 1966 года.
Москвич-408
Годы выпуска: 1966-1968
Количество: 4196 штук
Максимальная скорость: 129 км/ч
Проект автомобиля был разработан в 1959 году дизайнером Московского завода Б.С.Ивановым
Москвич-434
Годы выпуска:1967-1973
Количество: 7396 штук
Эта модель являлась грузовым вариантом «Москвич-426». На автомобиле были установлены цельные задние крылья, а также гофрированные панели на месте окон. Модель предназначалась для развоза товаров хозяйственного назначения, а также для доставки писем.
Москвич-412
Годы выпуска: 1967-2000
Количество: 2.317.439 штук
Самая массовая модель на заводе.
Иж-2715
Годы выпуска: 1972-2000
Количество: 924.410 штук
Эта модель представляла собой, прямоугольный цельнометаллический фургон несущего типа, с отличными пропорциями и съёмным жёстким верхом, для удобной трансформации в пикап. За форму схожую с туфлей модель прозвали «каблук», а за то, что её часто использовали для перевозки хлеба, она получила ещё одно прозвище «пирожок».
Иж-2125 Комби
Годы выпуска: 1973-1997
Количество: 414.186 штук
Первая самостоятельная разработка ижевских конструкторов. Это был первый в СССР автомобиль с кузовом «лифтбек». Интерес к автомобилям такого типа возник после появления французского «Renault-16», названого «Автомобилем 1966 года» в Европе.
Иж-27151
Годы выпуска: 1974-1997
Количество: 135.046 штук
Отличительной особенностью данной модели был задний откидной борт: открытым он становился продолжением грузовой платформы. Это позволяло перевозить длинномерные грузы.
В социалистических странах данная модель известна как «Москвич-1500 ГР», а в капиталистических «Elite Pickup».
Иж-27156
Годы выпуска: 1987-2000
Количество: 21.505 штук
Шестиместный автомобиль с грузовым задним отсеком, вдоль которого установлены два откидных сиденья. На уровне головы находятся дополнительные мягкие накладки, а под потолком плафон освещения.
Иж-2126 Ода
Годы выпуска: 1990-2005
Количество: 141.510 штук
Первая и единственная модель серийно выпускавшаяся в Ижевске.
Иж-27171
Годы выпуска: 1995-2005
Количество: 3.695 штук
Максимальная скорость: 120 км/ч
Модель выпускалась в двух вариантах заднеприводная и полноприводная. Грузоподъёмность 740 кг.
Иж-2717 Версия
Годы выпуска: 1998-2005
Количество: 73.442 штук
Этот автомобиль чаще других использовали в доставке продуктов питания. Характеристики этой модели были ничуть не хуже зарубежных аналогов. Фургон имел рессорную подвеску заднего моста, и специальные шины повышенной грузоподъёмности.
Иж-21261 Fabula
Годы выпуска: 2003-2005
Количество: 12.134 штук
Грузопассажирский пятиместный автомобиль в кузове «универсал». Отличался оригинальной конструкцией пятой двери, которая в нижней части, стыковались с задним бампером. Это обстоятельство обеспечивало удобство погрузки и выгрузки.
LADA-2106
Годы выпуска: 2001-2005
Количество: 133.001 штук
LADA-2104
Годы выпуска: 2002-2012
Количество: 169.181 штук
Ижевский завод стал монополистом по сборке данной модели в России.
Иж-27175
Годы выпуска: 2005-2012
Количество: 35.905 штук
Модифицированный «Иж-2717 Версия» с использованием узлов «LADA-2104»
Иж-2107
Годы выпуска: 2011-2012
Количество: 43.521 штук
Максимальная скорость: 176 км/ч
Седан соответствовал стандартам «Евро-4», имел багажник объемом 400 литров, и пятиместный салон.
KIA Spectra
Годы выпуска: 2005-2009
Количество: 106.527 штук
KIA Rio
Годы выпуска: 2006-2007
Количество: 3.359 штук.
KIA Sorento
Годы выпуска: 2007-2009
Количество: 14.000 штук
Для производства данной модели было закуплено новое оборудование, адаптировали цех покраски, увеличили производство автомобилей с 14 до 22 машин в час. Автомобиль выпускался в 13 комплектациях.
LADA Granta
Годы выпуска: 2012-2015
Количество: 103.282 штук
Производство было налажено очень быстро, буквально за 300 дней. Производился в комплектациях «стандарт» и «норма».
LADA Granta Liftback
Годы выпуска: 2014-2017
Количество: 175.113 штук
NISSAN Sentra
Годы выпуска: 2014-2017
Количество: 12.203 штук
NISSAN Tiida
Годы выпуска: 2015
Количество: 3.429 штук
LADA Vesta
Годы выпуска: с 25 сентября 2015 года
LADA Vesta SW
Годы выпуска: с 11 сентября 2017 года
При разработке данной модели много внимания уделили более тонкой настройке шасси, с учётом распределения массы автомобиля. Рабочие освоили штамповку новых деталей кузова. Модернизировали цеха сварки, окраски и сборки.
LADA Vesta SW Cross
Годы выпуска: с 11 сентября 2017 года
LADA Vesta Cross
Годы выпуска: с 25 сентября 2018 года
Электромобиль «LADA-e-Largus
Годы выпуска: с декабря 2023 года.
Не только автомобили
Помимо сборки автомобилей на территории предприятия расположены спортзал, столовая и заводской музей.
Интересный факт: здесь начинала свою трудовую деятельность известная в Ижевске телеведущая Вера Орлова.
Сегодня Ижевский автозавод это динамично развивающееся предприятие идущее в ногу со временем.